ТМБ ДОУ "Дудинский" центр развития ребенка детский сад "Белоснежка"
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Как эффективно выстроить общение с родителями».Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский центр развития ребенка - детский сад «Белоснежка» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей «Как эффективно выстроить общение с родителями». Подготовила и провела педагог-психолог: Г.В.Васильева г. Дудинка “Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения”. (Антуан де Сент Экзюпери) . Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи: • ознакомить участников с основными правилами работы группы; • содействовать повышению уверенности в себе при общении; • познакомить с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций; • сформировать навыки конструктивного решения конфликта; • познакомить с приемами бесконфликтного общения. Количество участников: 40 Продолжительность: 1,5 часа. Ход семинара-практикума Вступление С вопросами, касающимися общения с родителями, сталкиваются многие педагоги ДОУ. Как вы думаете, с чем это связано? Чаще всего они связаны с тем, что родители не хотят признавать наличие той или иной проблемы в развитии своего ребенка и, соответствен¬но, следовать рекомендациям специалистов. Если родители не прислушиваются к вам, что происходит дальше? На убеждения и доказательства правоты порой уходит много времени, чаще всего такие доказательства преподносит сама жизнь: изменяюще¬еся не в лучшую сторону поведение ребенка, появление новых трудностей в развитии, взаимоотношениях с окружающим миром. Результат - упущенное время, усугубление проблемы, появление побочных эффектов. Однако было бы неправильным в данном случае перекладывать всю вину только на родителей. Порой причиной является неумение педагога выстро¬ить с ними взаимодействие, наладить конструктивный диалог. Для начала, нам необходимо установить правила нашей группы участников. Я предлагаю: Правила группы 1. Доверительный стиль общения (одно из его отличий — называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего) . 2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе) . 3. Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю », «Я думаю». 4. Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы 5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы нашей группы). 1. Притча «Страшный сон» Инструкция. Педагогам предлагается прослушать и обсудить притчу. Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него вы¬пали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сооб¬щить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предска¬зание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему, то же са¬мое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был нака¬зан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать». Вопросы для обсуждения • Какое отношение, на ваш взгляд, имеет эта притча к теме нашего семинара-практикума? • Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете роди¬телям информацию о проблемном поведении их ребенка - как первый или как второй толкователь? • Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему? 2. Теоретическая часть. «Конфликты педагогов и родителей. Портрет идеального пе-дагога» (тезисы) 1) Работа с семьей - это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция - обучать ро¬дителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. Почему с родителям иной раз сложнее работать, чем с детьми? И воспитатель, и родитель - взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жиз¬ненный опыт и собственное видение проблем. Воспитателю принадлежит ведущая роль в организации общения. Чтобы выстроить его, важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах вос¬питания и нуждах семьи. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компе¬тентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. 2) Обсуждение образа идеального педагога. Раздача памятки «Портрет идеального педагога». Рассмотрим образ педагога, который складывается из трех компонентов: • личностного (личные качества и установки): - готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников; - осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с роди¬телями; - установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями; - выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность. • содержательного, включающего знания: - о семье; - об особенностях семейного воспитания; - о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания; - о методах изучения семьи (соц. паспорта, анкетирование); - о современных формах организации общения; - о методах активизации родителей (принятие информации); • деятельного, определяющего профессиональные умения и навыки, как то: - умение преодолевать психологические барьеры общения; - владение методами изучения семьи; - умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье; - умение ориентироваться в информации; - умение конструировать программу деятельности с родителями; - умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с ро¬дителями; - коммуникативные умения и навыки (устанавливать контакт с родителями, по¬нимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть нормами этикета в речи и поведении). 3) Портрет идеального педагога Предлагаю вам, прослушав предыдущую информацию, записать, какими же качествами должен обладать идеальный педагог по вашему мнению. А теперь сверим вами предложенные качества с идеальными: Идеальный педагог... • обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями; • признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их помощника; • стремится к активному и содержательному общению с родителя¬ми с целью оказания им помощи в воспитании детей; обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями; • в общении с родителями проявляет внимание, выдержку, так¬тичность, другие профессионально значимые качества; владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей ро¬дителей; • учитывает социальные запросы родителей (интересы, образова¬тельные потребности) при организации общения с ними; умеет планировать предстоящее общение - подбирать необхо¬димую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей; обладает развитыми коммуникативными навыками. 4) Психологическая разминка «Очень я собой горжусь!» Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, спо-собствующими повышению энергетического потенциала. Их регулярное выполнение способствует выработке умения контролировать свои эмоции без ущерба для здо¬ровья. Инструкция. Проговаривая аффирмации, педагоги выполняют следующие действия: 1) «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь» - стоя, свести лопатки, улыбнуться. 2) «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача» - положить обе ладони на лоб, затем на грудь. 3) «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче» - потирая ладонь о ла¬донь. 4) «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего» - встав на цыпочки, руки поднять над головой и сомкнуть в кольцо. 5) «На пути у меня нет преграды, все получится как надо» - руки в стороны, словно раздвигают преграды. 6) «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу» - руками совершить движение сверху вниз, как умывание. 7) «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна» - руки широко развести в стороны. 8) «Я бодра и энергична, и дела идут отлично» - покачаться с носка на пятку. 9) «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается» - сложив руки в замок, сделать глубокий вдох. Благодаря этим упражнениям Вы сохраните спокойствие, обретете способность быстро справляться с негативными эмоциями. 5) Обсуждение примерного кодекса общения (работа по вопросам с каждым тезисом): • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении. • Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей. • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе. • Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их. • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта. • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего до-стоинства уронить нельзя, но укрепить его можно. Вопросы для обсуждения 1. Согласны ли вы с данными тезисами? 2. В каких случаях вы испытываете затруднения? 3. Какие качества педагога вы считаете наиболее важными во взаимодействии с ро-дителями? 6) Упражнение «Три "Я"» Чтобы речь способствовала положительному воздействию на роди¬телей, нужно прежде всего выбрать тональность, соответствующую тактике общения. Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке живут три «Я»: родитель, ре¬бенок, взрослый (Таблица 1). В общении могут использоваться все три позиции с учетом ситуации и того, что по¬зиция «взрослого» является наиболее диалогичной. (Рассмотрим таблицу) Типы позиций и их характеристики Критерии Родитель Ребенок Взрослый Общее поведение 1. Автоматически оценивающее, иронич-ное, порицающее, наказывающее, обви-няющее, ищущее виновного, приказное, авторитарное. 2. Доброе, ободряющее, признательное, озабоченное, сочувствующее, помогаю-щее, сверхзаботливое 1. Не заботясь о реакции окружающих, игривое, любознательное, творческое, хитрое, злорадное, из¬лучающее избыток энергии, мечтательное. 2. Ощущение стыда, чувство вины, осторожное, боязливое, требующее одобрения, впадающее в от-чаяние, скромное, неуверенное, жалующееся, при¬держивающееся правил. 3. Протест против более сильных и авторитетных, капризное, своенравное, непослушное, агрессивное Раскрепощено, по-деловому, объ-ективно, внимательно, прислуши¬ваясь к собеседнику, без эмоций, задавая открытые вопросы, за¬думываясь Типичные фразы 1. «Ты должен», «Ты не должен», «Это тебе нельзя», «Как ты только можешь», «Сколько тебе говорить одно и то же!», «Я не позволю так с собой обращать¬ся!», «Прекрати это сейчас же!». 2. «Не ломай себе голову!», «Не так пло¬хо, как кажется», «Не вешай нос», «Тебе это не по силам», «Я могу вас понять», «Иди, я сделаю за тебя» 1. «Я хочу», «Я бы очень хотел», «Прекрасно!», «Ве-ликолепно!», «Высший класс!», «Мне без разницы», «Так тебе и надо». 2. «Я не верю в свои силы» «Я не смогу это сделать», «Я боюсь», «Я попробую», «Я хотел только...», «По-чему всегда я?». 3. «Я этого не хочу», «Оставьте меня в покое», «Про¬клятье!» Все вопросы, начинающиеся со слов: Что? Когда? Где? Почему? Высказывания: возможно, веро¬ятно, по моему мнению, я думаю, я полагаю, по моему опыту, др. - все, что допускает возможность дискуссии Инто-нация, манера говорить 1. Громко или тихо, твердо, высокомер¬но, насмехаясь, цинично, саркастически, с нажимом. 2. Тепло, успокаивающе, сочувственно 1. Громко, быстро, захлебываясь, печально. 2. Тихо, нерешительно, прерывающимся голосом, подавленно, нудно, жалуясь, покорно. 3. Гневно, громко, упрямо, угрюмо. Уверенно (без высокомерия), по-деловому (с личностной окрас-кой), нейтрально, спокойно, без страстей и эмоций, ясно и четко. Жесты 1. Поднятый вверх указательный палец, руки на бедрах, руки скрещены перед грудью, ноги широко расставлены. 2. Поглаживание по голове 1. Напряженный или расслабленный корпус, рас-сеянность. 2. Опущенные плечи, склоненная голова, стоит на¬вытяжку, пожимает плечами, кусает губы, напряжен, дружелюбен, мил. 3. Напряженность, угрожающая поза, упрямство, опущенная голова Корпус прямой, его положение меняется в ходе беседы, верхняя часть туловища слегка наклонена вперед. Как вы считаете, какое общение является наиболее диалогичным? (по¬зиция «взрослого») 7) Упражнение на изменение ролевой позиции в общении. Инструкция. Произнести каждую фразу как родитель, ребенок, взрослый: • «Однажды вы поймете, что мои требования к Вашему ребенку были правильными»; • «Я хочу поговорить о Вашем ребенке». 8) Упражнение «Желаю Вам...» А сейчас закрепим наши знания в упражнении «Желаю Вам...» Инструкция. Упражнение проводится в круге. Задача - сделать комплимент стоящему рядом участнику тренинга как одному из родителей своей группы. Любой компли¬мент располагает человека к позитивному общению, а лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычле¬нить хорошее качество в каждом ребенке в глазах родителей свидетельствует о его компетентности. 9) Просмотр мультипликационного фильма «Моя жизнь» Мультфильм снят российским режиссером Наталией Березовской в 2000 году. Глав¬ный герой - маленький забавный поросенок, который пока еще не знает о сложности и жестокости мира. К сведению. В 2001 г. на фестивале анимационного кино в г. Анси (Франция) мульт-фильм получил награду в номинации «Самый смешной мультфильм в мире». Комментарий. Что хотел показать режиссёр этим мультфильмом? Как вы думаете, перекликается ли мультфильм с притчей? В ходе обсуждения участники подводятся к следующему выводу: мульт¬фильм перекликается с притчей «Страшный сон»; представленный в нем детский опти-мистический взгляд на жизнь помогает посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, обрести душевное равновесие, избежать конфликтов в общении. Спасибо. 18 декабря 2016 в 20:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.